Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Простым языком о законе о госзакупках 223-ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Существует ли перечень закупок у СМП.
В ранее действующем законе №94, который регулировал порядок госзакупок, был представлен перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого бизнеса.
С принятием ФЗ-44 прежний закон утратил свою юридическую силу и в действующей редакции нет перечня товаров, услуг и работ, которые должны осуществляться у субъектов малого бизнеса. Таким образом, заказчики вправе закупать у субъектов малого предпринимательства любые товары, работы и услуги и предоставлять им при этом преференции.
Что касается 223-ФЗ, то для осуществления закупок исключительно среди субъектов малого бизнеса в обязанности заказчиков входит утверждение перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только у них.
Заказчики по 223-ФЗ:
- госкорпорации;
- госкомпании;
- публично-правовые компании;
- естественные монополии;
- автономные учреждения;
- ресурсоснабжающие организации и операторы ТКО/ТБО;
- компании с долей участия государства, субъекта РФ или муниципального образования более 50%;
- бюджетные учреждения и унитарные предприятия — только при проведении закупок за счёт безвозмездно полученных средств, за счёт собственных доходов или для привлечения субподрядчика;
- федеральные унитарные предприятия из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р в редакции от 30.09.2019.
Заказчики по 44-ФЗ:
- государственные и муниципальные органы власти;
- Росатом и Роскосмос;
- государственные внебюджетные фонды;
- государственные и муниципальные казённые учреждения;
- бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые не могут провести закупки в соответствии с 223-ФЗ.
Участники
Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП. Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.
Виды процедур по 44-ФЗ:
- конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
- электронный аукцион;
- закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);
- запрос котировок, в том числе в электронной форме;
- запрос предложений;
- закупка у единственного поставщика.
223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.
Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223
Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:
- Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
- Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
- Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.
Исключения
Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:
- договор связан с государственной тайной;
- контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
- предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.
Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.
Объемы закупок у СМП
Объем закупок у СМП (процент СМП по 44-ФЗ) составляет не менее 15% от общего годового объема закупок у заказчика (ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ).
Объем закупок у СМП по закону № 223-ФЗ составляет не менее 18% от общего годового объема закупок у заказчика (п. 5 постановления № 1352). Причем с 01.01.2020 данный показатель повышается и будет составлять не менее 20%.
Обратите внимание! В расчет объема закупок не включаются закупки в сфере обороны и безопасности, атомной энергетики, кредитных услуг, у единственного поставщика и закрытые конкурсы и аукционы.
По итогам прошедшего года госзаказчик размещает в ЕИС отчет об объеме закупок у СМП. В отчет включается информация об оформленных с СМП контрактах. Отчет по закону № 44-ФЗ размещается до 1 апреля года, следующего за отчетным (ч. 4 ст. 30 закона № 44-ФЗ). Правила подготовки такого отчета утв. постановлением Правительства РФ «О порядке подготовки отчета…» от 17.03.2015 № 238. Отчет по закону № 223-ФЗ размещается не позднее 1 февраля (п. 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ).
Риски! Осуществление закупок у СМП в меньшем объеме влечет административную ответственность соответствующих должностных лиц в виде штрафа в размере до 50 тыс. руб. (п. 11 ст. 7.30 КоАП РФ).
Так, по одному из дел к ответственности был привлечен заместитель главного врача одного из ГБУЗ г. Москвы, т. к. объем произведенных закупок учреждения у СМП составил 10,59% от совокупного годового объема закупок (решение Московского городского суда от 08.10.2018 по делу № 7-11127/2018).
Структура и редакции 223-ФЗ
223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 году, а последняя редакция 2019 года с изменениями была принята 02.08.2019 и вступила в силу 1 ноября 2019 года.
Сегодня закон насчитывает 20 статей, они рамочно регулируют сферу закупок предприятий с госучастием. Если 44-ФЗ определяет четкие границы, то федеральный закон 223 о закупках дает намного больше свободы.
Он предусматривает не только аукционы, другие виды тендеров на конкурсной основе, но и такие как торги, как консолидированный отбор, комплексная закупка. Способ закупки, правила отбора поставщиков и другие существенные условия заказчик определяет сам в положении и документации о закупке.
В таком изобилии информации начинающему поставщику несложно запутаться, но научиться работать по этому нормативно-правовому акту непременно стоит, и ниже мы расскажем, почему.
Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ
- Государственные корпорации, такие как
- Агенство страхования вкладов (АСВ)
- Внешэкономбанк (ВЭБ)
- Роснано
- Росатом
- Ростех
- Роскосмос
- Государственные компании, такие как
- Роснефть
- Транснефть
- Сбербанк
- ВТБ
- РусГидро
- Холдинг МРСК
- Ростелеком
- Алроса
- Аэрофлот
- Субъекты естественных монополий
- Газпром
- РЖД
- Почта России
- Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
- Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
- Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
- Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
- Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
- Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
- Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
- Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов
Различия в общих положениях законов 44-ФЗ 223-ФЗ
При сравнении общих положений в Федеральных законах 44-ФЗ и 223-ФЗ можно выделить различия:
- Перечень заказчиков по закону 223-ФЗ шире. Полный перечень приводится в п.2 ст.1 223-ФЗ. К способам закупок по Федеральному закону 44-ФЗ относятся:
- открытый конкурс;
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- электронный аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений;
- единственный поставщик (подрядчик, исполнитель);
- закрытые способы.
Единый агрегатор торговли — что это?
ЕАТ (единый агрегатор торговли) — это информационно-аналитическая поисковая система с функциями интернет магазина. Основное назначение — сбор, анализ (с использованием классификатор-каталога) и сортировка ценовых предложений на стандартизованные товары, работы и услуги (например, канцелярские принадлежности, мебель, офисная техника) из всех публичных источников, включая региональные магазины и порталы поставщиков субъектов.
Единый агрегатор торговли будет обеспечивать:
- работу заказчиков, зарегистрированных в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС);
- свободный доступ для размещения предложений потенциальных поставщиков;
- использование информации о товарах, работах, услугах, содержащейся в каталоге товаров, работ, услуг, размещенном в ЕИС;
- формирование реестра малых закупок, осуществленных с использованием единого агрегатора торговли или без него;
- взаимодействие с ЕИС и региональной автоматизированной информационной системой Правительства Москвы «Портал поставщиков».
Заключить контракт в обход единого агрегатора торговли будем возможным только в случае получения предложения от поставщика с более низкой ценой, чем на агрегаторе. Но даже такая закупка должна быть отражена в реестре закупок, который будет размещаться на официальном сайте агрегатора.
Все сервисы единого агрегатора торговли будут доступны заказчикам и поставщикам на бесплатной основе.
Целями проекта по выделению малых госзакупок на отдельную информационную площадку чиновники видят в увеличении возможностей для предпринимателей предлагать свои товары, работы, услуги гос. заказчикам, а также совершенствование методологии определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
Похожие записи: