Простым языком о законе о госзакупках 223-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Простым языком о законе о госзакупках 223-ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Существует ли перечень закупок у СМП.

В ранее действующем законе №94, который регулировал порядок госзакупок, был представлен перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого бизнеса.

С принятием ФЗ-44 прежний закон утратил свою юридическую силу и в действующей редакции нет перечня товаров, услуг и работ, которые должны осуществляться у субъектов малого бизнеса. Таким образом, заказчики вправе закупать у субъектов малого предпринимательства любые товары, работы и услуги и предоставлять им при этом преференции.

Что касается 223-ФЗ, то для осуществления закупок исключительно среди субъектов малого бизнеса в обязанности заказчиков входит утверждение перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только у них.

Заказчики по 223-ФЗ:

  • госкорпорации;
  • госкомпании;
  • публично-правовые компании;
  • естественные монополии;
  • автономные учреждения;
  • ресурсоснабжающие организации и операторы ТКО/ТБО;
  • компании с долей участия государства, субъекта РФ или муниципального образования более 50%;
  • бюджетные учреждения и унитарные предприятия — только при проведении закупок за счёт безвозмездно полученных средств, за счёт собственных доходов или для привлечения субподрядчика;
  • федеральные унитарные предприятия из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р в редакции от 30.09.2019.

Заказчики по 44-ФЗ:

  • государственные и муниципальные органы власти;
  • Росатом и Роскосмос;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • государственные и муниципальные казённые учреждения;
  • бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые не могут провести закупки в соответствии с 223-ФЗ.

Участники

Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП. Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.

Виды процедур по 44-ФЗ:

  • конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
  • электронный аукцион;
  • закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);
  • запрос котировок, в том числе в электронной форме;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.

Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223

Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:

  1. Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
  2. Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
  3. Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.

Исключения

Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:

  • договор связан с государственной тайной;
  • контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
  • предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.

Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.

Объемы закупок у СМП

Объем закупок у СМП (процент СМП по 44-ФЗ) составляет не менее 15% от общего годового объема закупок у заказчика (ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ).

Объем закупок у СМП по закону № 223-ФЗ составляет не менее 18% от общего годового объема закупок у заказчика (п. 5 постановления № 1352). Причем с 01.01.2020 данный показатель повышается и будет составлять не менее 20%.

Обратите внимание! В расчет объема закупок не включаются закупки в сфере обороны и безопасности, атомной энергетики, кредитных услуг, у единственного поставщика и закрытые конкурсы и аукционы.

По итогам прошедшего года госзаказчик размещает в ЕИС отчет об объеме закупок у СМП. В отчет включается информация об оформленных с СМП контрактах. Отчет по закону № 44-ФЗ размещается до 1 апреля года, следующего за отчетным (ч. 4 ст. 30 закона № 44-ФЗ). Правила подготовки такого отчета утв. постановлением Правительства РФ «О порядке подготовки отчета…» от 17.03.2015 № 238. Отчет по закону № 223-ФЗ размещается не позднее 1 февраля (п. 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ).

Риски! Осуществление закупок у СМП в меньшем объеме влечет административную ответственность соответствующих должностных лиц в виде штрафа в размере до 50 тыс. руб. (п. 11 ст. 7.30 КоАП РФ).

Так, по одному из дел к ответственности был привлечен заместитель главного врача одного из ГБУЗ г. Москвы, т. к. объем произведенных закупок учреждения у СМП составил 10,59% от совокупного годового объема закупок (решение Московского городского суда от 08.10.2018 по делу № 7-11127/2018).

Структура и редакции 223-ФЗ

223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 году, а последняя редакция 2019 года с изменениями была принята 02.08.2019 и вступила в силу 1 ноября 2019 года.

Сегодня закон насчитывает 20 статей, они рамочно регулируют сферу закупок предприятий с госучастием. Если 44-ФЗ определяет четкие границы, то федеральный закон 223 о закупках дает намного больше свободы.

Он предусматривает не только аукционы, другие виды тендеров на конкурсной основе, но и такие как торги, как консолидированный отбор, комплексная закупка. Способ закупки, правила отбора поставщиков и другие существенные условия заказчик определяет сам в положении и документации о закупке.

В таком изобилии информации начинающему поставщику несложно запутаться, но научиться работать по этому нормативно-правовому акту непременно стоит, и ниже мы расскажем, почему.

Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ

  1. Государственные корпорации, такие как
    • Агенство страхования вкладов (АСВ)
    • Внешэкономбанк (ВЭБ)
    • Роснано
    • Росатом
    • Ростех
    • Роскосмос
  2. Государственные компании, такие как
    • Роснефть
    • Транснефть
    • Сбербанк
    • ВТБ
    • РусГидро
    • Холдинг МРСК
    • Ростелеком
    • Алроса
    • Аэрофлот
  3. Субъекты естественных монополий
    • Газпром
    • РЖД
    • Почта России
  4. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
    • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
    • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
    • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
  6. Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
  7. Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
  8. Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
  9. Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

Различия в общих положениях законов 44-ФЗ 223-ФЗ

При сравнении общих положений в Федеральных законах 44-ФЗ и 223-ФЗ можно выделить различия:

  1. Перечень заказчиков по закону 223-ФЗ шире. Полный перечень приводится в п.2 ст.1 223-ФЗ. К способам закупок по Федеральному закону 44-ФЗ относятся:

    • открытый конкурс;
    • конкурс с ограниченным участием;
    • двухэтапный конкурс;
    • электронный аукцион;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;
    • единственный поставщик (подрядчик, исполнитель);
    • закрытые способы.

    Единый агрегатор торговли — что это?

    ЕАТ (единый агрегатор торговли) — это информационно-аналитическая поисковая система с функциями интернет магазина. Основное назначение — сбор, анализ (с использованием классификатор-каталога) и сортировка ценовых предложений на стандартизованные товары, работы и услуги (например, канцелярские принадлежности, мебель, офисная техника) из всех публичных источников, включая региональные магазины и порталы поставщиков субъектов.

    Единый агрегатор торговли будет обеспечивать:

    • работу заказчиков, зарегистрированных в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС);
    • свободный доступ для размещения предложений потенциальных поставщиков;
    • использование информации о товарах, работах, услугах, содержащейся в каталоге товаров, работ, услуг, размещенном в ЕИС;
    • формирование реестра малых закупок, осуществленных с использованием единого агрегатора торговли или без него;
    • взаимодействие с ЕИС и региональной автоматизированной информационной системой Правительства Москвы «Портал поставщиков».

    Заключить контракт в обход единого агрегатора торговли будем возможным только в случае получения предложения от поставщика с более низкой ценой, чем на агрегаторе. Но даже такая закупка должна быть отражена в реестре закупок, который будет размещаться на официальном сайте агрегатора.

    Все сервисы единого агрегатора торговли будут доступны заказчикам и поставщикам на бесплатной основе.

    Целями проекта по выделению малых госзакупок на отдельную информационную площадку чиновники видят в увеличении возможностей для предпринимателей предлагать свои товары, работы, услуги гос. заказчикам, а также совершенствование методологии определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *