Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка: будь готов — всегда готов!». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Критерии отбора.
Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.
Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:.
- Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
- Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
- Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
- Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
- У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
- Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
- Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
- В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
- Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
- Компания неоднократно меняла адрес.
- Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
- Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.
Какие имеются ограничения?
Практически все фирмы опасаются данного мероприятия, так как практически всегда инспекторы выявляют значимые нарушения, что приводит к привлечению руководства фирмы к ответственности. Но проведение выездной налоговой проверки обладает определенными ограничениями.
К ним относится то, что планово не получится проверить документацию предприятия, если фирма была открыта меньше трех лет назад. За один период невозможно изучить одни и те же бумаги два раза.
Предварительный этап
Процесс проверки заключается в реализации нескольких этапов, так как первоначально отбираются налогоплательщики, которые будут посещены инспекторами. По окончанию исследования принимается решение специалистами на основании полученных сведений. Каждый этап требует выполнения определенных комплексных действий.
Подготовительный этап предполагает формирование плана выездных налоговых проверок. В нем содержатся сведения о том, какие именно предприятия будут исследоваться, сколько времени примерно будет тратиться на каждого участника, а также когда именно будет посещена та или иная компания. Дополнительно выполняются действия:
- выявляются инспекторы, которые будут участвовать в выездных проверках налоговых органов;
- изучаются сведения обо всех налогоплательщиках, включенных в план;
- выявляются риски нарушений;
- определяется, какие именно налоги будут изучаться, какой будет затрагиваться период, а также какие мероприятия будут проводиться для получения нужных сведений;
- подсчитывается, сколько времени и труда нужно будет потратить для проведения процесса;
- производится согласование полученного квартального плана.
При выборе фирм, которые будут задействованы в проверке, ФНС пользуется своими источниками данных, а также учитываются разные жалобы и другие данные о предприятиях.
После сбора нужных данных относительно всех компаний, создается на каждого налогоплательщика специальное досье.
Нормативное регулирование и виды налоговых проверок
Налоговый кодекс РФ является основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения налоговых проверок. Согласно п. 1 ст. 31 НК РФ проверки проводятся с целью установления, насколько своевременно и точно организация уплачивает налоговые платежи.
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
Виды проверок закреплены в п. 1 ст. 87 НК РФ. Всего их 2 – выездные и камеральные. Порядок реализации у данных видов проверок абсолютно различен, несмотря на то, что их цель едина.
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
При камеральной проверке изучается своевременность и полнота уплаты налогов на основании представленной организацией декларации. Таким образом, предмет проверочных действий достаточно узок, а выходить за пределы налогового периода и налога, отраженного в конкретной декларации налоговый орган не вправе. В ходе проверки должностные лица по адресу нахождения организации не выезжают, проверочные действия производятся по месту учета налогоплательщика.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Выездные проверки гораздо более объемны, нежели камеральные. Нет ограничений по виду налога, могут проверяться несколько налоговых периодов. Кроме того, сотрудники ФНС вправе выехать на территорию налогоплательщика и осуществлять различные мероприятия, о которых пойдет речь в статье.
Выездная проверка налоговой инспекции: что проверяют?
Документы, содержащие сведения, которые ФНС может получить у иных государственных органов чаще всего не исследуются в ходе проверки. В п. 5.3 Рекомендаций раскрывается огромный перечень информационных баз, которые должностные лица вправе изучать. К ним относятся сведения из реестров ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, данные из ЕГАИС, ФСС, Таможня Ф, Реестра ККТ, и многих других баз.
Основным направлением выездных проверочных мероприятий является проверка документов, находящихся у налогоплательщика. Их примерный перечень содержится в п. 5.1 Рекомендаций.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
- Лицензии.
- Путевые листы.
- Данные бухучета.
- Данные бухгалтерской отчетности.
- Приказы, изданные в организации.
- Учредительные документы.
- Договоры с контрагентами.
- Договоры с клиентами.
- Накладные.
- Первичные учетные документы.
- Иные документы.
Таким образом, каких-либо ограничений по перечню возможных документов, которые вправе проверять сотрудники ФНС нет. В силу п. 12 ст. 89 НК РФ для должностных лиц открыт доступ ко всей документации, которая так или иначе связана с уплатой налогов.
Приостановка проверки. Более какого срока не может продолжаться приостановленная проверка
Налоговый орган вправе неоднократно инициировать приостановление ВНП при необходимости совершения действий:
- по проведению экспертизы;
- истребованию документов у третьих лиц;
- переводу иностранных источников;
- запросу документов по действующим международным договорам РФ.
Когда и в течение какого времени проводится повторная ВНП
Законодательством не установлены специальные сроки для повторной ВНП. Из п. 6 ст. 89 НК РФ можно сделать вывод о том, что повторная выездная налоговая проверка проводится в течение 2 месяцев. Срок при наличии исключительных обстоятельств может быть продлен до 4–6 месяцев. Повторная ВНП может быть приостановлена, продлена по основаниям и в порядке, рассмотренным в настоящей статье ранее.
По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки
Период, охватываемый выездной налоговой проверкой, определен в п.4 ст.89 НК РФ. По общему правилу инспекторы могут рассматривать сведения и документы за три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Также период выездной налоговой проверки может затрагивать и текущий год. Дело в том, что НК РФ ограничивает нижний предел, а верхний предел ревизии не ограничен. Следовательно, инспекторы могут проверять деятельность компании вплоть до даты вынесения решения о проверки.
Этапы выездных проверок
Для начала проверки необходимо решение о ее проведении, подписанное начальником инспекции ФНС или его заместителем. В этом документе указывается срок проверки, имена и должности проверяющих; налоги и сборы, которые подлежат инспектированию. При отсутствии правильно оформленного решения инспекторы не вправе приступать к работе.
Проинформировать о грядущей выездной проверке могут лично, вручив извещение об этом, отправив документы Почтой России (заказным письмом) или письмом на электронный ящик. Получив уведомление, необходимо явится в ИФНС за решением, с которым нужно ознакомиться и подписать.
Инспекторы проверяют: точность налогового учета, наличие предусмотренной законом документации по уплате налогов, правильность и своевременность сдачи отчетности. Сотрудники налоговой устанавливают, верно ли выбран режим налогообложения, а также есть ли нарушения Налогового кодекса РФ в части соблюдения правил по исчислению и уплате налогов и сборов.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Когда начало, когда конец?
Со дня вынесения решения о назначении проверки исчисляется срок ее проведения (п. 8 ст. 89 НК РФ).
Собственно действия по проведению проверки начинаются со дня, когда должностные лица налоговых органов предъявляют налогоплательщику:
- служебные удостоверения;
- решение о назначении данной проверки.
Срок тем не менее с этого дня не исчисляется и значения для отсчета срока выездной проверки не имеет.
Заканчивается выездная проверка составлением справки по форме, приведенной в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Справка составляется в последний день проверки, в ней фиксируются предмет и сроки проведения проверки.
В каком порядке продлевается срок
Решение о продлении срока принимается на основании мотивированного запроса налогового органа, проводящего проверку, руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа. В УФНС по субъекту РФ это руководитель управления (его заместитель).
Утвержденная форма решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки приведена в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@. Но она является рекомендованной. Если решение о продлении вынесено с нарушением этой формы, оно остается действительным. Таким образом, использовать нарушение формы в качестве аргумента в споре с налоговой смысла не имеет.
В рекомендуемой форме (и в других, на ее основании выносимых) имеется графа ознакомления проверяемого с решением. В то же время если налоговики не известят налогоплательщика о продлении, то такое процедурное нарушение все равно не является безусловным основанием для отмены решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Если сроки нарушаются
Часто бывает, что сроки проведения выездной налоговой проверки затягиваются. Не менее часто налогоплательщики интересуются, что в такой ситуации делать и можно ли это как-то использовать.
Увы, отменить решение по результатам выездной проверки только на том основании, что проверяющие нарушили ее срок, непросто.
Если претензии налоговиков правомерны, то шансы добиться основания по сути законного решения довольно малы.
Безусловным основанием для отмены решения, которое принято по итогам налоговой проверки, может быть нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.