Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое камеральная налоговая проверка?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Последствия проведения.
Рассмотренная процедура способна выявить следующие виды нарушений:
- неточности в сданных отчетах;
- различия в данных, предоставленных плательщиком налогов и в сведениях, полученных ФНС из других источников;
- также камералка поможет выявить несовпадения в нескольких документах одного плательщика налогов.
При выявлении нарушений, проверяющий орган за десять дней после того, как сверка будет окончена, подготовит акт. В течение 5 дней он должен быть вручен нарушителю.
Плательщик налогов на протяжении месяца может подать возражение на акт проверки. Если нарушения отсутствуют, проверяющая организация не вправе требовать предоставления первичных документов, а также каких-либо дополнительных пояснений.
Результат и возражения
Субъект хозяйствования, в отношении которого проводилась КНП, при несогласии с фактами, указанными в акте и с решением проверяющего, вправе его обжаловать. Разрешается:
- обратиться с жалобой в вышестоящий орган ФНС. Можно представить изложенные в письменном виде возражения по всему акту КНП в целом либо по отдельным его положениям. Кроме того плательщик налогов может вместе с данным возражением направить на рассмотрение в соответствующий налоговый орган также заверенные копии (либо оригиналы) документов. Они должны подтверждать, что возражения обоснованы;
- обращаться в арбитражный суд в случае несогласия с решением вышестоящего органа.
На подачу иска отводится не больше трех месяцев. Суд может отменить уже утвержденное органом ФНС решение о привлечении предпринимателя к ответственности за совершенное налоговое преступление. Это возможно, если будет доказано, что имели место нарушения процедуры проведения КНП.
Стоит отметить, что для отмены принятого руководителем налогового органа решения о привлечении плательщика налогов к ответственности за содеянное налоговое преступление могут существовать различные основания. Нарушение процедуры проведения КНП – одно из них. Решение в пользу лица, в отношении которого проводилась проверка, может быть принято судом или вышестоящим органом ФНС. Так происходит, когда доказан факт нарушения, которое способствовало принятию руководителем налоговой организации неправомерного решения.
На рассмотрение жалобы уходит 1.5 месяца. После утверждения решения плательщик налогов должен быть об этом уведомлен письменно, не позднее трехдневного срока со дня утверждения.
Срок и порядок проведения камеральной проверки
Какого-либо специального решения руководства для начала камеральной проверки не требуется, она проводится уполномоченными специалистами в течение 3 месяцев с момента предоставления отчетных форм. Уведомления о начале плательщику не направляется. Отдельно срок камеральной проверки декларации по косвенным налогам в ст. 88 НК РФ не установлен, но в этой правовой норме сделано исключение для НДС, по нему проверочные мероприятия продолжаются всего два месяца.
Установлен и срок камеральной проверки при непредоставлении налоговой декларации, он составляет 3 месяца с момента истечения срока для предоставления отчетности. Такие проверочные мероприятия осуществляются на основании имеющихся у ИФНС данных.
Если отчетность не представлена
Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган. Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности. В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.
Этапы камеральной налоговой проверки
Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.
Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:
- данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;
- проводится сверка контрольных соотношений, показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;
- проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;
- выявляются причины и основания для углубленной проверки;
- если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то «камералка» заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.
Определение и законодательное регулирование
Камеральная налоговая проверка – это процедура проведения налогового контроля инспекторами по месту нахождения налогового органа (как «в камере, комнате», отсюда и название). Ее особенности подробно раскрывает статья 88 Налогового кодекса РФ.
Основанием для проведения процедуры является бухгалтерская и налоговая отчетность – налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, справки, заявления, сданные в инспекцию налогоплательщиком, а также подтверждающие документы. Отчетность предоставляется в бумажном или электронном виде по установленной форме.
Цели и задачи
Основная цель камеральной проверки налоговой – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах со стороны налоговых агентов, налогоплательщиков, плательщиков сборов.
Но она не может состояться, если подана специальная декларация согласно ФЗN 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Срок проведения камеральной налоговой проверки
Срок проведения камеральной налоговой проверки не может превышать 3 месяцев с даты, следующей за днем предоставления налоговой документации (если в конкретной ситуации законодательством не предусмотрены другие сроки). При отсутствии ошибок срок может быть и меньше. Мониторить процесс можно на сайте ФНС в «Личном кабинете».
Отличия между камеральной и выездной налоговыми проверками
Особенности и порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентируется статьей 88 Налогового кодекса РФ. Ею предусмотрено правовое регулирование камеральной налоговой проверки, а местом для реализации считается расположение контролирующей инстанции, а не организации, как в случае с выездной проверкой. Такое положение не отменяет возможности проверяющих по обследованию территории или помещения с целью выяснения дополнительной информации об организации.
Объектом камеральной проверки служат отчеты (налоговые декларации), документы контрагента, предоставляемые согласно требованию контролирующей инспекции, остальная документация о деятельности проверяемого субъекта, которой располагает инспектирующая инстанция.
После автоматической сверки следует углубленная камеральная проверка, сопровождающаяся мероприятиями, назначенными специальным отделом, отвечающим за КНП.
Выездная налоговая проверка возможна только по решению руководителя ИФНС. В ситуации с камеральной проверкой решение не требуется. Особенностью камеральной проверки является то, что основанием для ее проведения становится предоставление налоговой декларации в фискальную службу. Контролирующие мероприятия производят должностные уполномоченные лица в рамках своих обязанностей, что указано в пункте 2 статье 88 Налогового кодекса РФ.
Иной документ, предоставленный вместо налоговой декларации, не является основанием для камеральной проверки. Такую позицию занимают Минфин и суды, разъяснение по этому вопросу содержится в письме Минфина № 03-02-08/28 от 05 мая 2010 г., из которого следует, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ для проверки налогоплательщика им обязательно должна быть предоставлена налоговая декларация.
Когда камеральная налоговая проверка прекращается
Завершение всех действий, касающихся полученной налоговой отчетности, означает окончание (прекращение) КНП. Предоставленные в ходе законченной проверки в налоговую инспекцию документация и информация относительно физических и юридических лиц может использоваться для осуществления мер и процедур по контролю отчислений в бюджет. В особенности окончания камерального процесса входят:
3. Выемка документов.
Если экономический агент отказывается предоставить свою документацию для инспекции, то фискальная служба имеет право изъять все бумаги, необходимые для проверки. Для этого должностным лицом налоговой издается постановление, форма которого утверждена приказом № ММ-3-06/338@.
Затем в ходе выездной проверки производится выемка документации. Эта процедура должна быть проведена в присутствии понятых, а также ответственных лиц налогоплательщика. Если существует необходимость, то можно пригласить для участия в процедуре специалиста.
При выемке документов оформляется протокол с описями – приложениями для фиксации и описания в них изъятого материала. Приказ № ММ-3-06/338@ регламентирует форму такого документа.
Вопрос признания правомерности изъятия материалов без предшествующего истребования о передаче сведений имеет противоположные мнения арбитражных органов.
Например, ФАС СЗО рассмотрена кассационная жалоба предприятия на постановление суда и апелляционной инстанции по поводу правомерности изъятия документов.
Изучив поданную петицию, ФАС СЗО не установил особенных причин для отмены принятых решений суда (Постановление № А05-17032/2009).
Инспектирующий орган, руководствуясь статьей 94 Налогового кодекса РФ, во время осуществления проверяющих мероприятий решил произвести выемку документации. Основанием для подобных мер послужило то, что для проверки налогоплательщик предоставил копии документов, что инспекторы посчитали недостаточным. Также у них возникли подозрения по поводу возможности замены, сокрытия, уничтожения, исправления оригинальных материалов.
Сотрудники контролирующей инстанции обеспечили свои действия постановлением должностного лица, оформленным в соответствии с регламентом статьи 94 Налогового кодекса РФ, соблюдали порядок по проведению выемки документов, необходимых для реализации налогового контроля.
Что следует считать началом проверки? Сроки проверки
Для старта вовсе не нужно специального распоряжения руководства налоговой инспекции, как это бывает в случае выездной. Документы, (налоговые декларации и другие сведения на бумажных либо электронных носителях, отчетность), поступают к исполнителям в рабочем порядке и подвергаются проверке в течение трёх месяцев, начиная от даты поступления декларации в налоговую.
Если же подается уточненная декларация, проверочный период обнуляется и стартует заново, от новой даты подачи.
Проскочить не получится: тщательному анализу подлежат все без исключения поданные декларации. На контроль каждой поданной декларации отводится ровно 3 месяца.
С 13 июля 2017 года для КП по НДС установлен двухмесячный срок (Письмо ФНС № ММВ-2-15/112@). Сокращение сроков произошло благодаря внедрению программного комплекса АСК НДС-2.
Важно: старайтесь соблюдать сроки подачи деклараций по отдельным налогам! При задержке на 10 дней налоговая может предпринять действия по блокировке вашего банковского счета.