Неконкурентная закупка по 223 фз положение о закупках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неконкурентная закупка по 223 фз положение о закупках». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обязательные способы закупок по 223-ФЗ.

Итак, обязательных способов закупок в соответствии с требованиями Федерального закона №223 всего два – это аукцион и конкурс. Требованиях к их проведению заказчик устанавливается самостоятельно в положении о закупочной деятельности.

Однако они не должны противоречить положениям закона.

В частности – в области сроков, определенных частью 2 статьи 3 Федерального закона №223, где четко указано, что с момента публикации извещения на сайте до окончания приема подачи заявок должно пройти не менее 20 дней.

С обязательными способами связан один интересный момент. Заказчик, согласно закону, обязан включить информацию о них в соответствующее положение, а вот пользоваться или нет тем или иным способом он решает исключительно сам. Также как и то, на какой площадке проводить электронный аукционы, в каком виде организовывать конкурс – обычном или электронном.

Особенности неконкурентных закупок по 223-ФЗ

В настоящее время все проводимые закупки, которые призваны обеспечивать государственные и муниципальные нужды, регулируются двумя законами – Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», получивший номер 44-ФЗ, а также Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», больше известным как Закон №223-ФЗ. Оба эти закона предусматривают как конкурентные, так и неконкурентные способы определения исполнителя по тем или иным контрактам.

Если Федеральный закон №44-ФЗ неконкурентные способы закупок регулирует очень подробно, то закон под номером 223-ФЗ такой тщательной регламентации для таких закупок не предусматривает – законодатель в рамках данного закона говорит только о некоторых особенностях, к числу которых следует отнести следующие:

  • в рамках Федерального закона №223-ФЗ в качестве неконкурентных закупок рассматривается только закупка у единственного поставщика. Другие варианты не предусмотрены, так как в приоритете у этого закона использование только конкурсных процедур, причем проводимых в электронном виде;
  • все проводимые неконкурентные закупки должны иметь тщательное отражение в рамках Положения о закупках, созданного внутри государственного или муниципального заказчика.

Других особенностей в рамках данного нормативного акта для неконкурентных закупок в настоящее время не предусмотрено.

Планирование и проведение неконкурентных закупок

Проведение неконкурентных закупок с помощью использования 223-ФЗ осуществляется на основании принятого и утвержденного плана закупок. Планирование в данном случае является необходимым мероприятием для того, чтобы определить, когда и при каких обстоятельствах будут проводиться те или иные закупки.

Кроме того, при осуществлении планирования проводимых закупок производится также и распределение количества проводимых закупок, которые должны быть осуществлены у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках реализации принятых на федеральном уровне программ поддержки таких субъектов бизнеса.

В рамках Федерального закона №223-ФЗ в качестве неконкурентной закупки может быть рассмотрена только закупка у единственного поставщика.

Этим обусловлен тот факт, что все остальные закупочные процедуры представляют собой такие закупки, в ходе которых происходит борьба различных участников за право заключить договор или контракт.

При этом такая борьба может происходить путем участия в электронной процедуре либо путем подачи заявок на заключение контракта или договора с указанием своих предложений по итоговым условиям для того, чтобы предложить заказчику максимально выгодные условия удовлетворения его нужд.

Особенности проведения закупок у СМП

Федеральный закон №223-ФЗ говорит о том, что при осуществлении различных закупок независимо от того, идет ли речь о конкурентном или неконкурентном способе определения исполнителя по контракту, необходимо проводить такие процедуры и заключать контракты и договоры, исполнителями в рамках которых будут выступать субъекты малого предпринимательства либо социально ориентированные некоммерческие организации.

Процесс осуществления таких закупок регулируется с помощью положений Постановления Правительства №11352, принятого 11 декабря 2014 года, «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, в частности, для реализации положений данного Постановления необходимо соблюдать требования, которые устанавливаются к общим размерам годовых закупок, которые проводятся в отношении таких закупок у СМП и СОНКО.

Руководствуясь основными положениями данного Постановления, государственный и муниципальный заказчик обязаны провести планирование проводимых закупок у СМП и СОНКО с учетом того процентного соотношения, которое должно быть реализовано в отношении контрактов, заключенных с такими субъектами бизнеса.

По общему правилу, которое действует в настоящее время для всех государственных и муниципальных заказчиков, осуществляющих закупки для удовлетворения своих нужд на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, при осуществлении планирования закупок, которые будут проведены таким заказчиком, необходимо учитывать те установленные объемы для такого рода закупок, которые зафиксированы в рамках этого постановления.

При этом независимо от того, каким образом происходит проведение закупочной процедуры (конкурентный или неконкурентный способ), общее количество контрактов и договоров, заключенных с СМП, должно составлять не менее восемнадцати процентов от общего числа заключенных контрактов.

Способы закупок по 44-фз и 223-фз

Участник запрашивает разъяснение документации Не предусмотрено Не позднее, чем за трое суток до даты конца этапа передачи предложений (статья 65 часть 4) За пять и больше суток до конца стадии передачи заявок (статья 50 часть 7) Не предусмотрено Заказчик предоставляет ответ на запрос участника Не предусмотрено На протяжении двух суток с даты поступления вопроса (статья 65 часть 4) В течение двух суток с момента поступления запроса (статья 50 часть 8) Не предусмотрено Внесение корректировок в документацию о закупке За 2 и больше дней до финиширования стадии передачи заявок (статья 74 часть 6) За 2 и больше дней до конца этапа передачи заявок (статья 63 часть 6) За 5 и больше дней до финиша этапа передачи предложений (статья 49 часть 4) Не предусмотрено Пролонгация периода передачи предложений Когда НМЦК не превосходит 250 000 рублей – больше 4 суток.

Неконкурентные способы закупок

Социально ориентированные некоммерческие компании и организации часто участвуют в неконкурентных способах закупок. В правовом документе указан только один вид закупки такого типа. Это приобретение у единого поставщика. В федеральном законе указываются все ситуации, когда участник может выбрать данный метод. И операции ограничены. В других ситуациях выбрать такой вид приобретения невозможно.

С июля 2019 года алгоритм действий при проведении закупок в таком формате изменился. Теперь по новым правилам документальное подтверждение при покупке у единственного поставщика не потребуется.

На практике используются разные способы закупки. До 2018 года законодательство оговаривало только два метода осуществления: конкурс или аукцион в электронном формате, которые в обязательном порядке закреплялись в положении о проведении закупки. Как только внесли изменения в правовой акт, заказчик обязан прописать алгоритм действий при проведении аукциона, а также запрос предложений и котировок. Компания, заказывающая услугу, вправе установить в положении и другие методы выбора исполнителя.

Тендеры осуществляются через электронный формат, где определяются контрагенты. Теперь можно подавать заявки на участие, не выходя из дома.

Тонкости заполнения положения о закупках по 223-фз

Положение по 223-фз в обязательном порядке содержит следующую информацию:

  • необходимые способы осуществления закупочных мероприятий;
  • предполагаемые порядки проведения торгов;
  • способы отбора актуальных поставщиков;
  • предполагаемые сроки выполнения контракта и перечисления денежных средств;
  • порядок подписания контракта между сторонами;
  • особенности приема и оплаты предоставленных работ;
  • возможные штрафные санкции;
  • способы разрешения спорных ситуаций.

Обзор практики применения № 223-ФЗ. Итоги 2020 года

13.12.2018 спикер: Юлия Межникова В 2020 году в закупочной деятельности произошли масштабные изменения, связанные с вступившими в силу новыми законодательными нормами.

Изменения оказались растянутыми и отложенными во времени.

Это связано с тем, что первоначально «новая закупочная жизнь в цифровой реальности» должна была начаться с 1 июля 2020 года, но это произошло лишь частично. Некоторые законодательные положения вступили в силу с 1 октября 2020 года, однако глобально все изменится с 1 января 2020 года.

В 2020 году 223-ФЗ претерпел следующие изменения:

  1. появились ограничения в деятельности заказчиков
  2. ужесточились нормы закона
  3. появилось множество обязательных правил.
  4. основные способы закупок определены как

Изменились финансовые условия участия в закупках, коснулись эти изменения как заказчиков, так и участников закупок. Появилась зона, внутри которой заказчики не устанавливают обеспечение по заявкам – это закупки с начальной-максимальной ценой договора не выше 5 млн.

руб. 5 млн. руб. – это граница, которая делит закупки по вопросам обеспечения: на обязательное и не обязательное. Практика применения законодательного нововведения позволила на практике ощутить все плюсы и минусы. К сожалению, некоторые участники не всегда готовы понимать и принимать подобные требования, которые к ним предъявляет закон после того, как они побеждают в закупке.

Что делать заказчику, если участник уклоняется, а обеспечение по заявке не вносилось в силу суммы начальной-максимальной цены договора – подобные вопросы на сегодняшний день находятся в работе у экспертов.

В остальных же случаях обеспечение не может быть более 5% от НМЦД.

Электронная подпись

Получить

  • Юридическим лицам
  • Физическим лицам
  • Удостоверяющие центры
  • Программное обеспечение
  • Справка
  • Проверить сертификат ЭП

Субъекты неконкурентной закупки

В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):

  1. Те организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (связаны со сферой электроснабжения, водоснабжения и другими).
  2. Предприятия, которые более чем на 50% принадлежат государству.
  3. Естественные монополисты (предприятия, добывающие и обрабатывающие газ или нефть).
  4. Организации, которые финансируются из бюджета, в том случае, когда они планируют оплатить закупку внебюджетными средствами (полученными грантами, собственной прибылью).

Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Что включает подготовка к заключению контракта

Назначение этапа подготовки заключается в выборе организации-исполнителя. В обычных условиях заказчик изучает предложения нескольких поставщиков и выбирает наиболее выгодное. Если это невозможно, задание поручают тому исполнителю, который доступен на данный момент.

Согласно 223-ФЗ обоснование закупки у единственного поставщика должно базироваться на невозможности выбора иного вида закупки. По этой причине обязанностью заказчика становится подготовка следующих документов:

  • Отчета о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно.
  • Расчета цен и формулировки обоснования.
  • Обращения, необходимого для того, чтобы закупка была согласована.
  • Проекта контракта.
  • Извещение о закупке у единственного поставщика

Использование всех этих документов не является обязательным для абсолютно всех случаев. Специфика конкретных ситуаций может потребовать подготовки только некоторых из них.

Неконкурентные способы закупок

В положении о закупочной деятельности заказчик вправе предусмотреть не только конкурентные, но и неконкурентные способы закупок. Самый распространенный из них — закупка у единственного поставщика. Однако встречаются и другие — прямая закупка, внеконкурентная закупка и так далее.

Их регламент, так же как и в случае с конкурентными закупками, определяется заказчиком самостоятельно. Поэтому привычный многим лимит «не более 100 тысяч рублей», определенный Федеральным законом №44, здесь не действует.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *