Гособоронзаказ 2018: концепция раздельного учета по контрактам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гособоронзаказ 2018: концепция раздельного учета по контрактам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Итоги.

Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.

Место раздельного учета в системе контроля ГОЗ

Анализ текста Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» позволяет выделить три основных направления государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа:

  1. регулирование цен на продукцию ГОЗ;
  2. контроль использования денежных средств, выделяемых в рамках ГОЗ – мониторинг платежей с отдельных счетов;
  3. контроль обоснованности себестоимости продукции ГОЗ и фактических расходов выполнения контрактов ГОЗ – раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ.

Позиционирование раздельного учета в системе учетных действий организации

В Правилах определено, что раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ ведется организациями независимо от применяемых ими порядка и способов ведения бухгалтерского учета. Это положение дает предприятиям-исполнителям ГОЗ определенную свободу действий в выборе способа ведения раздельного учета:

  • раздельный учет ведется автономно – раздельный учет по сути является разновидностью управленческого учета, обеспечивающего формирование локальной отчетности по требованиям Правил;
  • раздельный учет интегрируется в существующую систему учетных действий – является расширением учетной системы организации (фактически ее составляют системы бухгалтерского и налогового учета). Отчетность по требованиям Правил формируется на основе первичных документов бухгалтерского учета.

Ведение раздельного учета по контрактам ГОЗ организация подтверждает внутренними распорядительными документами. Для первого варианта приказами и распоряжениями требуется принять:

  • методику ведения раздельного учета;
  • первичный документооборот, обеспечивающий сбор необходимых данных;
  • регламент проверки и формирования отчетности и т.д.

Выполнение данных приказов может оказаться весьма трудоемким. При этом остается риск непризнания контролирующими органами принятой формы ведения учета как способа, обеспечивающего достоверность и полноту представления данных. В любом случае при проверках повышенное внимание к уникальной системе сбора данных раздельного учета будет обеспечено.

Вариант интеграции раздельного учета по контрактам ГОЗ в существующие учетные механизмы в части снижения потенциальных рисков выглядит для организации более перспективным.

Как организовать раздельный учет при получении субсидии, выполнении гособоронзаказа или госзаказа


Одним из условий получения государственной субсидии, участия в гособоронзаказе (ГОЗ) или госзаказе (ГОС) является обязанность вести специальный раздельный учет. Это требование законодательства. Казалось бы, подумаешь, раздельный учет. Этим сейчас никого не удивить. Но!

Беда в том, что:
во-первых, раздельный учет ГОЗ и ГОС существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат и т.д.);
во-вторых, раздельный учет гособоронзаказа отличается от учета субсидий и госзаказа;
в-третьих, есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных и муниципальных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.

И только правильно выполненный раздельный учет поможет в случае необходимости подтвердить целевое использование бюджетных средств, размер фактической прибыли и, в конечном итоге, защитить руководителей, учредителей и главных бухгалтеров от уголовной ответственности.

Настройка функциональности

Чтобы начать использовать возможности учета контрактов государственного оборонного заказа, необходимо:

  • в БГУ1 — включить флаг Осуществляются платежи по контрактам государственного оборонного заказа в форме Настройка параметров учета (меню Бухгалтерский учет -> Настройка параметров учета ) на закладке Оборонный заказ ;
  • в БГУ2 — включить функциональную опцию . Для этого в разделе Администрирование следует вызвать команду Настройка параметров учета и на закладке Специализированные подсистемы установить флаг Учет контрактов государственного оборонного заказа .

В результате в справочниках Договоры и иные основания возникновения обязательств, Лицевые счета, Банковские и казначейские счета появятся дополнительные реквизиты для работы с контрактами по государственному оборонному заказу.

Юридическая сторона государственного оборонного заказа

Итак, закон о гособоронзаказе представляет собой нормативный правовой акт, содержащий правила осуществления закупочных процедур в сфере оборонно-промышленного комплекса, и устанавливает отношения между заказчиком и исполнителем.

Гособоронзаказ представляет собой установленные Правительством РФ задания (необходимость) на определенную продукцию, работы или услуги для целей обеспечения безопасности и обороны страны, а также поставку товаров в сфере военного сотрудничества с зарубежными государствами.

Статьей 3 Закона 275-ФЗ закреплены основные понятия, используемые в указанном нормативном правовом акте. Так, среди лиц, участвующих в процессе гособоронзаказа, названы: заказчик, головной исполнитель, исполнитель и уполномоченный банк. Заказчиками в сфере гособоронзаказа являются «Росатом», «Роскосмос», а также федеральный орган исполнительной власти. Необходимо обратить внимание на то, что головной исполнитель — это то лицо, с которым у заказчика заключен контракт, при этом исполнитель — лицо, которое входит в состав кооперации головного исполнителя.

1) государственный оборонный заказ — установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

Функции, которых нет в «1С:Бухгалтерии» КОРП, но есть в 1С:ERP

  • Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.
  • Контроль использования денежных средств, выделяемых в рамках ГОЗ.
  • Контроль обоснованности себестоимости продукции ГОЗ и фактических расходов выполнения контрактов ГОЗ.
  • Автоматическое заполнение отчета, что очень удобно при внеплановых проверках.

Бухгалтерский учет

В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете исполнитель ведет учет доходов и расходов в порядке, установленном ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) и ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99). Конкретная методика ведения раздельного учета является элементом учетной политики организации (п. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 5, 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 2, 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Для разработки такой методики, кроме общих положений бухгалтерского учета, исполнителю гособоронзаказа следует руководствоваться:

— Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (далее — Правила N 47);

Целью Порядка N 200 является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству. Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по гособоронзаказу (п.п. 2, 5 Порядка N 200).

На основании п. 1 Правил N 47 организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу. При этом п. 5 Порядка N 200 предписывает осуществлять учет затрат, связанный с его выполнением, отдельно по каждому виду продукции.

Налоговый учет

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) при поставке продукции по гособоронзаказу. Согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Например, ведение раздельного учета для целей налогообложения предусмотрено при осуществлении налогоплательщиком операций в рамках целевого финансирования, целевых поступлений, при осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, при применении пониженных ставок налога и др. обстоятельствах (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251, п. 4 ст. 261, ст. 284, 321, 332 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

29 марта 2017 г.

Методика распределения затрат по ГОЗ

Типовые решения

Материальные затраты Производственные затраты ФОТ Распределяемые затраты (ОХР, ОПР, Коммерческие расходы и прочие)
Напрямую на ГОЗ – при возможности идентификации, либо по базе распределения Напрямую на ГОЗ Пропорционально табелям учета рабочего времени По базе распределения. База распределения может быть выбрана для каждой затраты индивидуально из предлагаемых вариантов

Затраты могут быть распределены по следующим базам распределения:

  • По открытым заказам клиентов (Объем)
  • По открытым заказам клиентов (Сумма)
  • По открытым спецификациям
  • По фактическому объему выпуска продукции
  • По производственной заработной плате
  • По прямым материальным затратам

Банковское сопровождение ГОЗ.

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций, наличие ИГК. Банк может приостановить операции в случае списания денежных средств в счет перечисления прибыли, заработной платы, уплаты налогов и сборов в размере, превышающим нормативы.

Для уполномоченного банка важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины: цена контракта, сумма прибыли по контракту, которая должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий, сумма фактического задела.

Каждый исполнитель имеет право на лимит в три миллиона рублей в месяц (головной исполнитель пять миллионов рублей в месяц), возобновляемый с первого числа каждого календарного месяца, предусматривающий списание денежных средств со спецсчета (отдельного счета, ОБС) на иные банковские счета на цели, не запрещенные режимом использования ОБС, в том числе и за поставляемый товар. Например, оплата гостиниц, авиабилетов, лицензий, комиссии за выдачу банковской гарантии и т.д.

В принципе, если сумма договора не велика, вы можете стать поставщиком ГОЗ и без открытия специального счета. Иногда можете даже и не догадываться об этом. НО! Даже если в контракте нет обязательных указаний на то, что он выполняется в рамках гособоронзаказа, поставщика могут признать участником правоотношений в сфере ГОЗ и наказать за отсутствие раздельного учета, нецелевые расходы и т.д. ФАС исходит из того, для каких целей выполняется договор.

Вернемся к вопросу о поставке продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов.

Во-первых . До подписания контракта вы резервируете счет в банке (на основании письма заказчика), сообщаете реквизиты вашему заказчику.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *