Как списать бензин при реализации автотранспорта?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как списать бензин при реализации автотранспорта?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ваш регион:.

Алтайский край:

  • Барнаул
  • Бийск
  • Яровое
  • Горно-Алтайск

Амурская область:

  • Благовещенск

Архангельская область:

  • Архангельск

Астраханская область:

  • Астрахань

Белгородская область:

  • Белгород

Брянская область:

  • Брянск

Бухгалтерский учет

\r\n\r\n

В бухгалтерском учете ГСМ нужно списывать по факту. Но сложность в том, что в автомобиле нет устройства, которое фиксировало бы количество бензина в баке. Соответственно, очень сложно «на глаз» определить, сколько топлива ушло на ту или иную поездку. Поэтому чаще всего фактический расход топлива рассчитывают как количество километров по спидометру, умноженное на некий норматив.

\r\n\r\n

Как учесть топливо в баке проданного автомобиля

\r\n\r\n

Возможна и обратная ситуация, когда организация продает авто, а вместе с ним и топливо в баке. Здесь лучше всего внести в договор купли-продажи отдельный пункт, где указать объем и цену бензина. Это даст возможность показать реализацию ГСМ отдельно от реализации машины. С юридической точки зрения все будет корректно, ведь никакой лицензии для продажи топлива не требуется.

Налоговый учет

Расходы на ликвидациювыводимых из эксплуатации основных средств, включая суммынедоначисленной амортизации, включаются в состав внереализационныхрасходов, не связанных с производством и реализацией, уменьшающихналоговую базу по налогу на прибыль (подп.8п.1 ст.265 НК РФ).

Во многих случаях приликвидации объектов основных средств получают запасные части,материалы, металлолом и другие материалы. Доходы в виде стоимостиполученных материалов или иного имущества при демонтаже илиразборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации основныхсредств, признаются внереализационными доходами (п.13ст.

250 НК РФ).

Дата признания доходов ирасходов от ликвидации основного средства зависит от того, какойметод выбран организацией – метод начисления или кассовый метод.

Организация, определяющая доходы и расходы по методу начисления,стоимость имущества, полученного при ликвидации основного средства,признает внереализационным доходом на дату составления акталиквидации амортизируемого имущества (подп.8п.4 ст.271 НК РФ). При кассовом методе такие доходы признаютсяв момент оприходования имущества (п.2ст.

273 НК РФ).

Как правило, в результателиквидации основных средств организации получают убыток. Суммаубытка может быть учтена при налогообложении прибыли того периода,в котором убыток получен.

Воспользуемся даннымипримера, приведенного выше, и определим сумму внереализационногорасхода и сумму дохода, которые будут учитываться в целяхналогообложения прибыли: внереализационный расход – расходы подемонтажу основного средства в сумме 18 000 руб., внереализационныйдоход – стоимость оприходованных запасных частей и металлолома всумме 12 400 руб.

Продажа автотранспорта

Вслучае продажи автотранспортного средства порядок егобухгалтерского учета будет аналогичен вышеизложенному. Отличие втом, что происходит реализация имущества и, как следствие, уорганизации возникает налогооблагаемый доход.

Денежные поступления отпродажи объектов основных средств признаются в учете операционнымдоходом (п.

7 ПБУ9/99). При этом выручка от продажи автомобиля определяется вразмере, установленном сторонами в договоре (п.30ПБУ 6/01). Согласно Плану счетов поступление выручки от продажиобъектов основных средств отражается по кредиту счета 91/”Прочиедоходы” и дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.

Расходы в виде остаточной стоимости амортизируемого имущества ииные связанные с продажей затраты списываются в дебет счета91/”Прочие расходы”.

При налогообложениидоходов от продажи автотранспортного средства бухгалтеру следуетобратить внимание на следующие моменты:

-налоговые обязательства по НДС перед бюджетом зависят отформирования первоначальной стоимости транспортного средства – cНДС или без учета налога;

-правила расчета налоговой базы по прибыли определяются тем, какойрезультат получен при реализации имущества – прибыль илиубыток.

При этом порядок расчетаНДС при реализации транспортных средств актуален как дляорганизаций, находящихся на традиционной системе налогообложения,так и для “спецрежимников”.

Расходы на ГСМ и путевые листы: есть ли прямая зависимость?

Для мотоблоков, бензопил и другой спецтехники оформляют акты на списание топлива. Печать на путевых листах можно не проставлять, для идентификации владельца автотранспортного средства достаточно названия предприятия (арендодателя), его адреса и телефонного номера.

Норма подкреплена текстом Приказа Минтранса от 18.01.2017 г. № 17. Поставленная на бланке печать не считается ошибкой. При эксплуатации одного автомобиля несколькими водителями в посменном режиме путевки для каждого водителя выписывают отдельно.

Правила

Предприятию следует определиться со способом учета, чтобы иметь возможность списать израсходованное топливо.

Как правило, водитель производит заправку автотранспортного средства самостоятельно на выделенные для этих целей средства, после чего сдает авансовый отчет в бухгалтерию предприятия.

К нему он прилагает чек автозаправочной станции, выданный за покупку у него топлива. Материальный бухгалтер оприходует топливо на счет 10 «Материалы».

Обязателен ли журнал учета путевых листов?

  • заполнение ведомости движения ГСМ, содержащей его поступление и использование;
  • получение путевых листов, обработка заключенных в нем сведений и их занесение в вышеуказанную ведомость;
  • принятие авансового отчета, выборка и сверка содержащихся в нем данных;
  • составление журнал с унифицированной формой 0310003 регистрации приходных и расходных ордеров по кассе, если ГСМ закупается по талонам;
  • обработка сведений, содержащихся в приказах руководства об утверждении лимита на пробег автотранспортного средства, о нормах потребления горюче-смазочных материалов и размере надбавок к ним, зимнем и летнем периодах эксплуатации автотранспорта, направлениях в командировки.

Дебет 01 Кредит 08 – 171 000 руб. (170 000 1000) – оприходован автомобиль по первоначальной стоимости; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 30 600 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю. Для целей налогового учета прибыли первоначальная стоимость приобретенной машины определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ.

Она складывается из расходов на покупку автомобиля, доставку и доведение его до состояния, пригодного для использования. Таким образом, первоначальная стоимость в бухгалтерском и налоговом учете в целом совпадают.

Исключение составляют проценты по заемным средствам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) и суммовые разницы (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Для целей налогообложения эти траты являются внереализационными расходами и относятся на финансовый результат в текущем налоговом периоде.

Контроль топлива —

Порядок

Предприятию следует оприходовать ГСМ отдельным документом на основе приходного ордера — «поступление материалов».

В большинстве случаев оно списывает горюче-смазочные материалы один раз в месяц. Процедуру осуществляет бухгалтерия, вернее материальный бухгалтер, ведущий учет материальных ресурсов.

В его обязанности входит ведение первичных материалов:

  • заполнение ведомости движения ГСМ, содержащей его поступление и использование;
  • получение путевых листов, обработка заключенных в нем сведений и их занесение в вышеуказанную ведомость;
  • принятие авансового отчета, выборка и сверка содержащихся в нем данных;
  • составление журнал с унифицированной формой 0310003 регистрации приходных и расходных ордеров по кассе, если ГСМ закупается по талонам;
  • обработка сведений, содержащихся в приказах руководства об утверждении лимита на пробег автотранспортного средства, о нормах потребления горюче-смазочных материалов и размере надбавок к ним, зимнем и летнем периодах эксплуатации автотранспорта, направлениях в командировки.

ГСМ списываются на основании вышеперечисленных актов материальным бухгалтером и специально сформированной для производства процедуры комиссией в составе трех и более человек.

Первичные документы обосновываются требованием-накладной, заправочными карточками, чеками АЗС по фактическому использованному объему ГСМ.

Для чего нужны нормы расхода и списания ГСМ

Организации, использующие собственные или арендованные автомобили, ведут учет поступления и расхода ГСМ. Существуют нормы, которых следует придерживаться при списании топлива.

Как показывает практика, бухгалтеры не всегда четко представляют себе, как правильно применить эти нормы. В частности, путаются, как надо списывать бензин: по количеству фактически израсходованных литров или по нормативу.

Ответ на этот вопрос мы начнем с замечания: следует обращать внимание, что назначение нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают.

Минтранс рекомендует

Термин «перерасход» (или «пережог») топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.

Базовый документ для установления его смысла – Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, далее – Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.

Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.

Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым «движком» 4,8 литра – почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.

Кроме того, в Методических рекомендациях установлены различные поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. К ним, например, относятся:

  • зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
  • повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.

Контрмеры

Способов выявления недобросовестных действий водителей, к сожалению, не так много. Самый оптимальный – это установка на транспортные средства систем мониторинга пройденного расстояния, которые водитель не в состоянии «подкрутить» (практика свидетельствует, что показания обычных одометров народные умельцы запросто могут изменить). В этом случае по приборам учета можно будет с достоверностью установить пробег (разработчики соответствующих систем контроля гарантируют расхождение не более 5%). Соответственно, «подкрутить» данные системы водитель не сможет. Также возможна установка систем контроля уровня топлива в баке. В этом случае отследить слив будет еще проще – резкое падение уровня топлива за короткий промежуток времени будет видно по приборам учета.

Если предприятие занимается регулярными перевозками, причем одними и теми же путями, оно может составить паспорта маршрутов с приложением к ним актов замера их протяженности. В этом случае расчетный километраж уже будет известен, а при установлении поправочных коэффициентов к норме расхода ГСМ будут учтены все особенности конкретной дороги. Следовательно, водитель не сможет в путевых листах отразить километраж, весьма отличающийся от данных паспорта маршрута.

Подтверждаем расходы на ГСМ

Форма путевого листа как документа учета утверждена Постановлением Госкомстата России № 78 от 28.11.1997. Отдельные бланки предусмотрены для легкового транспорта, автобусов, грузовых машин и пр. Эти формы обязательны лишь для профессиональных перевозчиков. Непрофильные организации могут разработать свой бланк и отразить его в учетной политике компании как дополнительное приложение с образцом. Минфин России указал на это еще в письме от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214. Для каждой машины оформляется отдельный путевой лист. Максимальный срок его действия – один месяц. В документе следует прописать точный маршрут поездки, а также расход ГСМ для конкретного транспортного средства. Важно помнить, что это первичный документ, он обосновывает факт эксплуатации автотранспорта, поэтому должен быть максимально подробным.

Учет ГСМ, как и другие участки бухгалтерского учета, предполагает наличие отчетных форм, которые позволят контролировать объемы закупаемого топлива, сравнивать расходы с показателями счетчиков и пр. Непрофильные организации не обязаны составлять какие-то определенные своды, но когда машин на предприятии больше двух, будет проще учитывать затраты, если вести внутреннюю отчетность. Стоит отметить, что выбранные формы отчетности, сроки их оформления и ответственных лиц должен утвердить руководитель отдельным приказом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *