Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальный размер доплаты водителям за разделение рабочего дня на части». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Если работодатель не установит доплату за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться за защитой своих прав в государственную инспекцию труда. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательное для работодателя (ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).
Доплата за разделение рабочего дня
При разделении рабочего дня на части возникают дополнительные неудобства для сотрудников, которые связаны с необходимостью покидать на определенный период рабочее место, а потом возвращаться обратно. Это компенсируется при помощи доплаты сотрудникам, которые вынуждены выполнять трудовые функции в подобном режиме.
Компенсация может предусматриваться на уровне законодательства, коллективного или трудового контракта, соглашения, а также нормативных актов локального характера, в том числе приказов. Такие выплаты не входят в размер оклада. Подобные компенсации предусмотрены для следующих категорий:
- женщин, которые работают в сельской местности, если имеет место разделение трудового дня части с наличием перерыва, длительность которого составляет более 120 минут. В этом случае производится доплата, которая составляет 30% от размера оплаты труда;
- для сотрудников ЖКХ, на определенные сферы бытового обслуживания и ремесленников установлен размер выплат, который не может быть менее 30%;
- руководителей железнодорожных структурных подразделений, для которых размер доплаты может составлять не более 30% от размера оклада.
Если имеет место разделение рабочего дня, предусмотренное отраслевым соглашением, положения нормативного акта локального характера, разработанные работодателем, должны быть разработаны согласно положениям такого соглашения.
В таком случае работодатель не имеет права определять уровень доплаты ниже, чем это было предусмотрено в отраслевом соглашении. Если нормативным актом локального характера не предусматривается доплата за разделение рабочего времени на части, трудящийся имеет право обратиться в госинспекцию труда для защиты своих прав.
Случаи, в которых возможно разделение рабочего дня на части
Рабочий день может быть разделен на части:
- при особом характере труда;
- при производстве работ интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).
При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.
Оформление локальных нормативных актов
При установлении для отдельных категорий работников графика, разделенного на части рабочего дня работодатель должен разработать и утвердить соответствующий приказ (или иной локальный нормативный акт), в котором необходимо указать:
- категории работников, в отношение которых вводится разделение рабочего дня на части;
- количество и продолжительность частей рабочего дня;
- количество и продолжительность перерывов;
- размер доплат за разделение рабочего дня на части;
- дата, с которой положения данного приказа вступаю в силу.
В тех случаях, когда разделение рабочего дня устанавливается для работников лишь на определенный срок, то в приказе необходимо указать дату начало и окончания данного периода.
Перед утверждением текст приказа должен быть согласован с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Комментарий к Статье 105 ТК РФ
Разделение рабочего дня на части регулируется статьей 105 Трудового кодекса РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.
Такие работы обычно связаны с обслуживанием населения (например, на городском пассажирском транспорте, в организациях связи, торговли). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
Законодательством не определяется, на какое число частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.
За отработанное при таком режиме время работнику производится доплата к его основному заработку (ст. 114 Трудового кодекса РФ).
пример
Женщинам (независимо от места их проживания), работающим в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), предусмотрена оплата труда, повышенная на 30% (п. 1.7 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3–1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»).
Руководителям структурных подразделений железных дорог при работе с разделением рабочего дня (смены) на части (с перерывом в работе более двух часов) может устанавливаться доплата в размере до 30% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (п. 4.4 Положения об оплате труда работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утв. решением Правления ОАО «РЖД» от 15.04.2004, протокол № 8).
Необходимость разделения рабочего дня на части
Комментируемая статья предусматривает возможность разделения рабочего дня на части. Подобное разделение возможно на тех работах, где интенсивность работы в течение рабочего дня смены неодинакова, а также на работах с особым характером труда. Условием подобного разделения является соблюдение общей продолжительности рабочего дня: в сумме части не должны превышать установленную нормальную продолжительность рабочего времени. Так, работники жилищно-коммунального хозяйства например, дворники осуществляют работу ранним утром и вечером , работники общественного транспорта неодинаково загружены в течение дня и т. Трудовой кодекс РФ не определяет, на сколько частей может быть разделен рабочий день и какой он должен быть продолжительности. На практике, чаще всего рабочий день делится на две части, с перерывом между ними более двух часов.
Пример разделения рабочего дня на части
Статья Разделение рабочего дня на части. Комментируемая статья закрепляет право работодателя на установление режима разделения рабочего дня на части, которое реализуется при следующих условиях:.
.
.
Оплата рабочего дня, разделенного на части
.
.
.
.
.
Разделение рабочего дня на части для водителей
Деление трудового дня, в частности, характерно для водителей рейсового транспорта. Это обусловлено необходимостью водителя подстраиваться под график движения автобусов, который определяет руководитель организации пассажирских перевозок.
Таким образом, трудовой период, включающий все поездки сотрудника, может превышать зафиксированную законом норму.
Однако получить надбавку за сверхурочный труди или ненормированный день не представляется возможным ввиду того, что:
- общее сверхурочное время не должно превышать отметки в 120 часов в год. Поездки между городами осуществляются ежедневно;
- ст. 101 ТК РФ определено, что использование ненормированного графика только при краткосрочной необходимости (на несколько дней) запрещено.
В данных обстоятельствах трудностью является также посменный график, так как определить нормированную смену проблематично.
Помимо этого, труд на протяжении двух рабочих смен подряд законодательно запрещен, но, как показывает практика, имеет место быть.
Так, когда водитель осуществляет одну поездку, он ждет необходимое количество времени (зачастую более 2-х часов), после чего осуществляет новую поездку.
Разделение рабочего дня на части (Орлова Е.)
Основным методом работы автотранспортных предприятий и организаций является централизованное обслуживание объектов народного хозяйства, включающее полный комплекс транспортно-экспедиционных операций.
Применение этой прогрессивной формы транспортного обслуживания позволяет осуществлять работу автомобилей и погрузочно-разгрузочных механизмов по совмещенным графикам, -способствует развитию бригадного метода работы водителей и метода бригадного подряда, способствует организации перевозок грузов по системе тяговых плеч, со сменными полуприцепами, расширению применения прицепов и др.
Графики сменности. При составлении графиков сменности водителей, а также расписаний и графиков движения в городском, пригородном и междугородном сообщениях необходимо исходить из того, чтобы продолжительность времени работы водителей в часах за смену не превышала допустимой максимальной продолжительности смены, а количество смен при суммированном учете рабочего времени по дням обеспечивало соблюдение нормы рабочего времени за учетный период.
При работе водителей автомобилей по режиму шестидневной или пятидневной рабочей недели с общими выходными днями для них применяются графики работы, установленные для всех работников данного предприятия. При работе автомобиля в две смены для его обслуживания закрепляются два водителя.
Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу АЗС, необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии оборудование, следовательно, строго соблюдать графики планово-предупредительного ремонта и систематически проводить профилактику, следить за состоянием знаков и указателей, чтобы на каждой колонке была четкая надпись, какой вид и сорт горючего через эту колонку отпускается, расположение колонок и схема движения автотранспорта при заправке должны исключать помехи при подъезде к колонкам и выезде автомашин после заправки.