Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Выявление детей без родительского попечения.
Обязанность по выявлению несовершеннолетних, которые остались без родительской защиты и попечения, возложена на опекунскую службу.
Это, однако, вовсе не означает, что иные организации или физические лица не должны обращать внимание на попрание интересов детей.
В статье 122 Семейного кодекса РФ установлена обязанность юридических и физических лиц, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения мамы и папы, сообщать об этом в местные отделения ООП.
Представители правоохранительных органов, медицинских учреждения, образовательных организаций или простые обыватели обязаны своевременно уведомлять опекунскую службу о выявленных случаях.
При обнаружении детей, родители которых неизвестны, следует незамедлительно сообщить в правоохранительные органы и письменно уведомить о случившемся опекунский отдел.
На эти действия физическому лицу отводится 48 часов, но лучше не затягивать с оповещением, так как это может быть расценено как принудительное удержание ребенка или даже его кража.
Важно!
Сотрудники ООП обязаны проверять все заявления о выявленных фактах и реагировать на них соответственно ситуации.
Разрешение семейных споров
Особое внимание работники опекунского отдела должны уделять работе с неблагополучными семьями и теми взрослыми, которые не числились ранее в ООП, но обратились за помощью с целью разрешения сложившейся неблагоприятной ситуации. Первостепенной задачей органов опеки считается именно сохранение родительской семьи, а не изъятие ребенка и передача его третьим лицам на воспитание.
Полномочия
У органов опеки и попечительства существует множество полномочий. К основным функциям и полномочиям органов опеки относятся:
- поиск и учет людей, нуждающихся в опеке и попечительстве;
- обращение в суд с целью признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, а также для восстановления дееспособности при устранении причин ее утраты;
- установление факта опеки или попечительства;
- выдача разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного;
- заключение договоров на доверительное управление имуществом подопечных;
- выдача разрешений на раздельное проживание опекунов и несовершеннолетних опекаемых;
- проверка жилищных условий, в которых проживают подопечные;
- защита прав и интересов опекаемых лиц.
Кто контролирует деятельность органов опеки и попечительства?
Органы опеки и попечительства несут ответственность за свои противоправные действия и подчиняются органам и должностным лицам с указанной компетенцией.
Проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки — Рособрнадзором, который вправе проводить плановые и незапланированные проверки, в ходе которых устанавливаются нарушения деятельности ООП. Полученные сведения направляются в уполномоченные органы для устранения недочетов.
Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
В соответствии с действительным законодательством Российской Федерации, деятельность рассматриваемых представителей исполнительной власти Российской Федерации по делам несовершеннолетних контролируется следующими уполномоченными организациями:
- Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
- Местного самоуправления.
Данные организации основываются на следующих нормативных актах:
- Конституции России;
- Гражданско-Процессуальном кодексе;
- Семейном кодексе.
Также процедуру мониторинга работ по обеспечению детей, оставшихся без непосредственной поддержки взрослых, контролируют региональные независимые организации. В Санкт-Петербурге, например, данные полномочия на себя берёт Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга. По факту, выяснить какие организации занимаются контролем деятельности органов опеки и попечительства в конкретном субъекте Российской Федерации можно только находясь непосредственно на его территории.
При наличии уверенности в превышении сотрудниками ООП полномочий, необходимо обращаться в Прокуратуру или Суд.
Жалоба в прокуратуру
Прокуратура обязана отслеживать соблюдение прав граждан и контролировать исполнение действующего законодательства государственными службами.
Жалоба в прокуратуру регистрируется в течение трех рабочих дней с момента поступления. Если не требуется сбор дополнительной информации, решение принимается на протяжении двух недель. Максимальный срок вынесения решения по поступившей жалобе составляет один месяц. Если выявлены в жалобе неточности, документация возвращается заявителю. На устранение ошибок дается неделя.
При оформлении претензии в районную прокуратуру нужно учесть ряд нюансов:
- Контактная информация заявителя должна быть достоверной и полной. Жалоба, отправленная анонимно, не принимается к рассмотрению.
- Текст составляется на русском языке.
- Информация в заявлении излагается четко и емко. Если данных недостаточно, претензия возвращается без рассмотрения.
- При составлении заявки через онлайн-приемную прикрепляются подтверждающие документы, аудио- или видеозаписи. Максимальный объем документации пять мегабайт.
- Если в претензии содержатся материалы, превышающие допустимый объем, их отправляют по почте. Этот момент прописывается в тексте претензии.
СОВЕТ! Чтобы уточнить почтовый адрес районной прокуратуры в субъектах Российской Федерации, воспользуйтесь сайтом Генеральной прокуратуры РФ.
Что такое опека?
Опека – это форма устройства несовершеннолетних граждан или лиц, признанных полностью недееспособными в судебном порядке, которые не могут осознавать характера и последствий совершаемых ими действий. Такое определение дает Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ.
Чем опека отличается от попечительства?
Не следует путать опеку и попечительство.
Опека назначается над полностью недееспособными гражданами, которые совсем не могут отвечать за свои действия и принимать взвешенные решения. Именно поэтому опекун совершает все необходимое самостоятельно от их имени.
Попечительство, напротив, назначают над гражданами, обладающими частичной дееспособностью, в частности несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над лицами, которые ограничены в дееспособности судом. При этом попечитель не выполняет абсолютно все действия, необходимые для защиты прав и законных интересов подопечного, реализации его прав и исполнения обязанностей. Как раз наоборот, подопечный выполняет большинство таких действий сам, а попечитель контролирует их выполнение и в предусмотренных законом случаях одобряет или запрещает их (например, при совершении крупных сделок). Таким образом, полномочия опекуна гораздо шире полномочий попечителя. Основания назначения опеки – тоже другие.
Приемная семья и опека: разница
Также у многих возникает вопрос: приемная семья и опека одно и то же или нет? В действительности приемная семья может быть в том числе и в форме опеки. Дело в том, что дети в такой семье могут находиться по двум основаниям.
Над кем может быть установлена?
В соответствии со статьей 2 закона № 48-ФЗ, а также отдельными нормами ГК РФ, опека устанавливается над следующими категориями граждан:
- несовершеннолетними лицами в возрасте до четырнадцати лет (например, над детьми, оставшимися без попечения родителей);
- лицами, которые признаны полностью недееспособными в судебном порядке (например, над душевнобольными);
- над гражданами старше восьмидесяти лет, которые не могут самостоятельно себя обслуживать (например, над родителями).
Вопреки распространенному мнению, опека над детьми возможна и при живых родителях. Обычно это происходит в случае, когда они лишены родительских прав или ограничены в них.
Что такое органы опеки?
Чем занимаются?
Органы опеки осуществляют надзор в области отношений, связанных с заботой о нетрудоспособных гражданах, не могущих самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность, в число которых, прежде всего, входят дети и инвалиды.
Кому подчиняются?
Органы опеки входят в состав муниципальных администраций, представляя собой структурное подразделение внутри них. Называться они при этом могут по-разному: отдел, управление, департамент. Однако их функций и задач это, по сути дела, не меняет.
Важная информация
Здесь представлены основные нормы права, помогающие семьям и родителям с детьми защищать свои права в случае внезапного визита сотрудников органа опеки и попечительства в связи с «сигналом» о нарушении прав ребенка в семье.
Во многих случаях этих простых знаний будет достаточно для того, чтобы защитить свою семью от разрушения и своих детей от незаконного отобрания или нежелательного вторжения чиновников в их жизнь.
Однако эта информация охватывает далеко не весь комплекс правовых знаний, необходимых для защиты собственных прав и прав своих детей в более серьезных ситуациях, которые, увы, могут возникнуть в жизни практически любой семьи.
Мы настоятельно рекомендуем каждой семье найти квалифицированного адвоката или юриста, являющегося профессионалом в защите прав семьи и родителей (к сожалению, опытных юристов, специализирующихся в этой области, не так много), и договориться с ним о возможности экстренного обращения за правовой помощью в случае необходимости.
Если у Вас есть такой специалист, с ним необходимо как можно раньше связаться в случае возникновения одной из упомянутых ниже ситуаций. Если такой возможности нет, воспринимайте предлагаемые рекомендации как памятку для экстренных случаев. Но необходимо помнить: при малейших признаках серьезной угрозы мы советуем, если это возможно, как можно быстрее привлечь для защиты Вашей семьи квалифицированного специалиста. Часто это помогает избежать многих более серьезных проблем.
Перечень родительных прав
Права и обязанности матери возникают сразу после рождения ребенка, т. е. их не нужно дополнительно подтверждать. В отношении отца ребенка это сложнее, так как факт рождения может регистрироваться без подтверждения отцовства. Поэтому родительные права и обязанности мужчины возникнут сразу после регистрации в органах ЗАГС либо на основании судебного акта об установлении отцовства.
К родительским правам Семейный кодекс РФ относит:
- участие в воспитании и развитии ребенка;
- преимущественное право на обучение и воспитание детей, в том числе при выборе форм образовании, мест учебы, учебного заведения;
- право выступать законным представителем от имени ребенка до его совершеннолетия (участие в сделках, приобретение и распоряжение имуществом, защита в судах и государственных ведомствах);
- право на беспрепятственное общение с ребенком, даже если брак между родителями расторгнут.
Родительские права могут быть ограничены законом, решением суда, предписаниями государственных органов опеки и прокуратуры. Также законом допускается отказ от родительских прав либо их лишение в принудительном порядке. Решать такие вопросы может только суд.
Осуществление родительских прав не должно нарушать интересы ребенка. Контролировать эти вопросы обязаны учреждения опеки и попечительства, прокуратура, правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и иные ведомства. При выявленных нарушениях допускается принудительное лишение родительских прав, временное или постоянное изъятие ребенка из семьи, передача его на воспитание в государственные учреждения.