Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъяснение правил ведения, хранения трудовых книжек работников». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Глава 1. Правовое регулирование работы с трудовыми книжками. Утвержденные формы трудовой книжки и вкладыша в неё. Правовое регулирование вопросов ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек и вкладышей в них.
Положения, регламентирующие вопросы ведения, хранения, учета и выдачи трудовых книжек, содержатся в следующих документах:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ с последующими изменениями (далее – ТК РФ)
- Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» и утвержденные данным Постановлением «Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей» (далее – Правила)
- Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» и утвержденная им «Инструкция по заполнению трудовых книжек» (далее – Инструкция)
Глава 2. Общие правила оформления трудовых книжек
Даты
Согласно п.1.1 Инструкции записи дат во всех разделах трудовых книжек производятся арабскими цифрами (число и месяц — двузначными, год — четырехзначными). Например, если работник принят на работу 5 сентября 2003 г., в трудовой книжке делается запись: «05.09.2003».
Общие требования к внесению записей в трудовую книгу
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 и Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69, – это два основных нормативно-правовых акта, которые регламентируют общие правила оформления, переоформления, ведения, хранения трудовых книжек, а также виды допустимых изменений в имеющихся записях.
Основными моментами этих правил являются:
Как восстановить пропущенную запись
Недостающие сведения выявляются при различных обстоятельствах. Методика восстановления упущенных моментов трудовой деятельности сводится к одному: строка добавляется следующим порядковым номером и проставлением текущей даты в графе 2. Каждой ситуации присущи свои нюансы дополнения сведений.
Когда возможны пропуски записей в документе
Самыми распространенными являются следующие ошибки:
- неправильное указание на титульной странице ФИО работника или личных данных;
- отсутствие печати на титульном листе;
- внесение недостоверной информации относительно совместительства работника и вообще хранение книжки на дополнительном месте работы;
- неправильное указание квалификации и специализации работника, его должности на предприятии;
- отсутствие или неточная дата приема на работу;
- отсутствие информации относительно перевода работника;
- несоответствующее оформление вкладышей.
Совет: работник должен проявлять бдительность, понимать, что трудовую заполняет обычный человек и проверять достоверность указания особенно личных данных.
Внесение пропущенной записи пошагово
Внесение пропущенной записи нужно совершать согласно определенному алгоритму, так как признавать все существующие недействительными записями после места пропуска не совсем удобно, потому что в дальнейшем их придется дублировать.
Поэтому для внесения записи необходимо:
- под последней информацией в книжке, напротив порядкового номера указать дату формирования записи;
- далее в графе оснований необходимо указать, например, такого-то числа работник был переведен на такую-то должность;
- далее указываются реквизиты приказа, на основании которого перевод был совершен. Здесь вы узнаете, когда возможен перевод работка в другую организацию.
Способ исправления
В случае если речь идет о разделах книжки, которые содержат сведения о работе или награждениях, законодательство не допускает зачеркивание неправильных или ошибочных сведений. В таком случае корректирование производится посредством признания недействительными ошибочно внесенных данных и последующим отображением правильных сведений.
Аналогичный порядок соблюдается также при выявлении ошибки относительно оформления увольнения работника, перевода на другую постоянную работу и в случаях, когда увольнение признано впоследствии незаконным.
Недействительная запись на титульном листе трудовой
Признать недействительными записи на титул-листе трудового документа практически невозможно. Здесь есть только два варианта: исправить ошибку и заверить исправление или полностью заменить документ.
Как регламентировано в подпунктах 2.3 и 2.4 Постановления Минтруда РФ № 69 от 10.10.2003, в разворот титульника допускается внесение только трёх видов корректировок:
- Исправления фамилии, имени или отчества работника (при обязательном наличии подтверждающих документов).
- Уточнения даты рождения владельца трудовой (также с обоснованным доказательством).
- Исправления или дополнения в запись сведений о полученной квалификации, образовании и т. п.
Неверные данные работника зачёркиваются горизонтальной чертой, рядом вписывается правильная версия. На внутренней стороне обложки делается запись о том, что была допущена ошибка, и указывается документ, на основании которого сделано исправление. Запись заверяется печатью (если есть) и подписью лица, ведущего трудовые книжки на предприятии, с расшифровкой.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Что может предпринять работник, если по его заявлению наниматель не исправил неточную запись в трудовой?
Работник вправе обратиться в государственную трудовую инспекцию либо суд.
Вопрос №2: Данные в графе «2» (по дате увольнения) отсутствуют. Может ли работник самостоятельно их записать?
Нет. Любые правки, изменения в трудовой должен делать сотрудник кадрового отдела (иное уполномоченное лицо) той организации, где данная ошибка была совершена. Работник может только заявить об ошибке указанным выше способом.
К сведению, работник может потребовать исправить ошибку после ее обнаружения когда угодно
Похожие публикации
Запись в трудовой книжке при ликвидации организации
Журнал учета трудовых книжек